НДС: ставка 22% и порог УСН в 10 млн рублей

Анастасия Васильева

Руководитель налоговой практики, к.ю.н.

Герман Ковешников

Юрист налоговой практики

9 октября 2025

Новость

Анастасия Васильева, руководитель налоговой практики, и Герман Ковешников, юрист налоговой практики, в статье рассказали о предстоящих налоговых изменениях.

Несомненно, тема последних недель, имеющих значение для налоговой отрасли — это повышение НДС и фактическая ликвидация УСН без НДС.

Первое, что хочется отметить — весьма странно выглядят заявления о том, что снижение порога по УСН для возникновения обязанности по уплате НДС необходимо:

  • для эффективной борьбы с дроблением бизнеса, когда повышение основной ставки НДС до 22% прямо обосновывают финансированием обороны и безопасности;
  • для того, чтобы обеспечить растущему бизнесу плавный переход к общим условиям налогообложения.

Подчеркнем, что это официальная позиция Минфина.

Не прошло и года с момента фундаментальных налоговых реформ, частью которых было само введение НДС для УСН — мера, прямо скажем, беспрецедентная. Сам Минфин в конце 2024 года указывал, что эта мера направлена на «создание условий для плавного и поэтапного перехода на общий режим налогообложения налогоплательщиков, применяющих УСН», а также на «борьбу со схемами дробления бизнеса, когда возможность не платить косвенные налоги становится конкурентным преимуществом для бизнеса». Министр финансов Антон Силуанов на днях заявил в интервью, что это сделано не для сбора дополнительных средств для бюджета, а для пресечения незаконных схем по минимизации налогов и дроблению компаний.

Возникает сразу несколько вопросов:

Менее чем за год данная мера себя не оправдала? Порог в 60 млн без НДС при росте порога по УСН в целом до 450 млн рублей — это недостаточно поэтапно? Особенно учитывая, что многие упрощенцы плохо понимают, что такое учет по НДС? Или все-таки порог в 60 млн рублей недостаточно эффективно борется с дроблением, потому что сам по себе может выступать причиной для нового дробления? Тогда почему порог не снизили до 10 млн сразу, а дали упрощенцам надежду на то, что хоть какое-то время новая система будет стабильна? Вероятно, эти вопросы останутся без ответа…

Каким образом увеличение налоговой нагрузки и рост цен для конечного потребителя помогут в борьбе с дроблением? Почему вместо совершенствования мер налогового контроля, администрирования, пресечения подобных агрессивных схем налоговой оптимизации проблема должна решиться увеличением налоговой нагрузки, которая еще и перекладывается на конечного потребителя, не участвующего в схемах уклонения от налогов через дробление бизнеса? Да, конечно, дробиться с оборотами до 10 млн будет сильно сложнее, но почему борьба с дроблением должна выражаться в росте среднего чека для обычного гражданина?

Предпринимаемые законодателем шаги не выглядят логичными. Ранее была предоставлена амнистия по дроблению бизнеса, многие ею воспользовались, а теперь с введением, можно сказать, всеобщего НДС и «убийством» УСН это «обеление» и амнистия кажутся бессмысленными.

Поэтому данные нововведения — не что иное, как реализация политики по полному отказу от упрощенных режимов и попытка найти дополнительные источники пополнения бюджета вместо разработки эффективных мер по улучшению администрирования и борьбе со схемами дробления и уклонения от налогообложения. Прослеживается единственная простая логика: не будем тратить время и средства на поиски действительно виноватого — давайте просто накажем всех.

В результате — явная тенденция к укрупнению бизнеса и очередному восполнению дефицитов бюджета. Малый бизнес, который еще как-то обеспечивал конкурентные условия и стимулировал развитие в своей нише, в перспективе начнет «отмирать» — не справившись с усилившейся конкуренцией, которая неизбежно возрастет из-за обострения борьбы за клиентов, а также с отчетными и налоговыми обязательствами (напомним: НДС — это один из сложнейших в администрировании налогов).

В итоге налогоплательщик-упрощенец, который стабильно пополнял бюджет, пусть и меньшими суммами, чем те, кто применяет общую систему, сейчас приносит чуть больше денег, чем ранее, но в ближайшей перспективе вполне может исчезнуть. И не забываем про возможную потерю рабочих мест, приносящих НДФЛ.

А для простых граждан оба нововведения — это рост цен на товары и услуги.

Поможет ли это в борьбе с дроблением? С точки зрения сухих цифр на бумаге — скорее всего, да: уклоняться от уплаты НДС станет сложнее. Однако такие меры в конечном счете могут привести к созданию новых схем, уходу бизнеса обратно в «тень» и иным подобным действиям. С большой долей вероятности получится то же самое, с чем боролись, но в иной обертке, причем затронет это не только агрессивных оптимизаторов, но и добросовестных налогоплательщиков.

Напомним: никаких переходных положений для настолько радикальных изменений не предусмотрено — если законопроект примут в том же виде, он будет действовать с 1 января 2026 года.

Второе событие, которое также заслуживает внимания — предлагаемые изменения в статье 114 НК РФ «Налоговые санкции».

Сейчас снижение ответственности в виде штрафа за налоговые правонарушения происходит следующим образом: за каждое смягчающее обстоятельство штраф снижается в 2 раза. Например, при наличии 3 смягчающих обстоятельств штраф снижается в 6 раз, а при 8 — в 16 раз (недавний пример из нашей практики).

Логика следующая: чем больше смягчающих обстоятельств, тем сильнее можно снизить размер штрафа. Предела снижения нет, поскольку перечень смягчающих обстоятельств открытый.

Теперь же предлагается установить максимальный предел снижения штрафа — в 10 раз, независимо от количества смягчающих обстоятельств. Еще одно подтверждение тенденции к пополнению бюджета и ужесточению налогового администрирования. Достаточно очевидно, как это будет работать в текущей ситуации, когда налоговые органы в целом не заинтересованы снижать штрафы.

С комментарием по данной теме можно ознакомиться на портале Право.ру.

Подпишитесь на наш
Telegram-канал

NSV Consulting