Офшоры признают необходимым злом. Госдума продлит обход правительством запретов на господдержку компаний с их участием
«Офшоры признают необходимым злом», под таким заголовком сегодня (23 ноября 2023) вышла статья в Коммерсантъ с комментариями экспертов по внесенному вчера (22 ноября) в Госдуму законопроекту. Проект закона предусматривает продление на 2024 год полномочий правительства по снятию запрета на предоставление господдержки компаниям с офшорным участием от 25%. Правительство, согласно отзыву, данный проект поддержало.
Сергей Назаркин (управляющий партнер NSV Consulting) принял участие в обсуждении последствий принятия данного закона.
Приводим ниже основные вопросы состоявшейся дискуссии
Коммерсант: Есть ли примеры компаний, попадающих под действие закона о запрете предоставления господдержки компаниям с офшорным участием от 25%? О каком примерно количестве компаний идет речь - десятки, сотни?
Сергей Назаркин: За последние 20 лет российский бизнес активно использовал иностранные компании из юрисдикций, которые в настоящий момент подпадают под категорию недружественных. С их помощью собственники бизнеса владели активами в России, поднимали прибыль за рубеж, а потом с этих же компаний напрямую либо через цепочку таких же иностранных компаний осуществляли финансирование своих российских проектов. Стоит отметить, что использование так называемых офшорных компаний практиковалось практически во всех без исключения секторах экономики, начиная от нефтегазового и производства, заканчивая сферой услуг. Не обошел этот тренд участников рынка недвижимости и финансовый сектор. Застройщики и банки активно использовали иностранные холдинги, заводя под них свои российские активы. Многие из тех, кто имел зарубежные материнские компании за рубежом, уже избавились от иностранной надстройки, либо находятся в процесс реструктуризации. Наиболее популярными среди бизнеса решениями по переводу владельца активов в РФ является: смены юрисдикции недружественной на дружественную, редомициляция в САРы в Калининграде или Владивостоке, а также передача актива напрямую на бенефициара. В последнем случае возможно использование налоговой льготы, которая позволяет освободить собственника актива от уплаты налога при перекладывании «из кармана в карман».
Коммерсант: Насколько актуален, на ваш взгляд, данный законопроект? Почему?
Сергей Назаркин: Инициатива действительно своевременна и актуальна. Избавиться от офшорной структуры владения в недружественой юрисдикции - задача не из простых. Наиболее распространенные и популярные ранее юрисдикции, такие как, например, Кипр или Нидерланды, с одной стороны, не хотят лишаться тех доходов, которые им приносил бизнес по созданию и поддержанию юридических лиц, а также сопутствующие услуги. С другой, профессиональные участники рынка в этих странах (провайдеры, юристы, бухгалтеры, аудиторы) не могут обслуживать клиентов так, как это было раньше, из-за растущих рисков в отношении российских клиентов и страха попасть под вторичные санкции. Уже имеются прецеденты, когда международные и, в частности, кипрские сервис провайдеры подпадали под внимание американского Минфина и уже понесли финансовые и репутационные издержки.
Коммерсант: Наблюдается ли активность в бизнес-среде по исключению офшорного звена из структуры владения российских юр.лиц? Насколько это сложный процесс сейчас?
Сергей Назаркин: Да, мы видим запрос со стороны бизнеса на исключение или замену офшорной цепочки владения на более дружественных России резидентов. И зачастую это не связано с тем, что есть ограничения по работе таких структур с государственными компаниями у операционного бизнеса в России. В странах прежде всего Европы, бывшими лидерами по созданию в них холдингов, стало практически невозможно открыть расчетные счета для граждан РФ и работать с ними, есть сложности физически с посещением этих стран, нет уверенности в том, что завтра не будут наложены дополнительные ограничения или структуры в целом не будут заблокированы.
Коммерсант: Нет ли опасений, что продление возможности исключения из-под запрета будет дестимулировать исключение офшорного звена из структуры компаний, и в конце 2025 года может вновь потребоваться продление полномочий правительства по снятию запрета?
Сергей Назаркин: Не стоит ожидать, что бизнес полностью уйдет из офшоров. Сейчас полным ходом идет процесс смены одних юрисдикций на другие. Лидерами по регистрации новых холдингов являются ОАЭ и соседние страны Персидского залива, в основном они принимают клиентов с Кипра, Голландии, Латвии и других стран ЕС. Россия отчасти стимулирует этот процесс, пересматривая и улучшая соглашения об избежание двойного налогообложения с новыми офшорными центрами для российского бизнеса.
Полную версию статьи, где приведено обсуждение данного вопроса разными экспертами, читайте на kommersant.ru